Контакты

E-mail:  info@energy-c.ru

Телефон: 

+7 (383) 383-02-61
 

© 2012-2019,
«Центр автоматизации энергосбережения»

Резолюция Форума «Технологии энергоэффективности – 2016»

13-14 апреля 2016г. в Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум «Технологии энергоэффективности-2016». Организаторами форума выступили Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Правительство Свердловской области, СРО Ассоциация «Метрология энергосбережения», СРО «Союз «Энергоэффективность», НПО КАРАТ. Форум собрал 480 участников из 20 регионов России, а также Беларуси и Казахстана – представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнес-сообщества в жилищно-коммунальной сфере и промышленности, банковских структур, бюджетных организаций. Портал ЭнергоСовет.Ru оказал информационную поддержку мероприятию.

На пленарной сессии «Государственное управление и механизмы отраслевого регулирования в сфере энергоэффективности» выступили заместитель председателя Правительства Свердловской области С.Зырянов с кратким обзором политики энергоэффективности в Свердловской области; референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации В.Ковальчук с характеристикой современной ситуации и требованиями ближайшего будущего; советник Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Д.Хомченко о совершенствовании механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности; генеральный директор НПО Карат, председатель Совета СРО Ассоциация «Метрология энергосбережения» С.Ледовский о задачах профессионального сообщества в совершенствовании механизмов приборного учета энергоресурсов на розничном рынке; генеральный директор НП «Российское теплоснабжение» В.Поливанов об организации взаимодействия профессионального сообщества как механизме совершенствования действующего законодательства; специалист по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации А.Фадеев о классификации многоквартирных домов по энергоэффективности как инструменте повышения энергоэффективности в жилом секторе; председатель Правления ГУ «Финэкс», официальный представитель России (эксперт с правом голосования) в комитетах Международной организации по стандартизации ИСО/ТК 279 и ИСО/ПК 280 А.Воробьев об энергоэффективности в промышленности на системном уровне; директор СРО «Союз «Энергоэффективность» Д.Серебряков о противоречиях жилищного законодательства и законодательства об энергоэффективности как барьере для модернизации жилищного сектора.

Подводя итоги пленарного совещания, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Е.Гашо отметил, что ситуация с постановкой работы по энергоэффективности заметно меняется – и в промышленности, и в секторе зданий, и, главное, в восприятии. Эксперт отметил особенную важность диалога с потребителями коммунальных ресурсов.

Программа тематических круглых столов и секций форума призвана показать реальные возможности для реализации энергоэффективных проектов и стимулировать эти процессы на территориях и предприятиях.

На совещании «Энергосервисные проекты в сложившихся условиях» обсуждались последние изменения в нормативной базе, дающие новые возможности развитию энергосервисных контрактов, сохраняющиеся барьеры, в том числе в жилищном секторе, возможности применения модели энергосервиса при капитальном ремонте многоквартирных домов, опыт ресурсоснабжающих организаций, бюджетной сферы, конкретных ЭСКО в реализации энергосервисных контрактов.

Совещание «Управление энергоэффективностью в муниципальных образованиях» собрало экспертов для дискуссии о схемах теплоснабжения и их нереализованных возможностях для развития городов; об учете, сервисе приборов учета, создании региональных информационных систем, возможностях электронных систем для достижения согласия между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов; о примерах и уроках внедрения энергоэффективных мероприятий, в том числе модернизации инженерных коммуникаций, в муниципалитетах.

Экспертный совет «Развитие отечественных малых и средних технологичных производств совместными усилиями власти и бизнеса» фокусировался на поиске инструментов для развития отечественной индустрии энергоэффективности на основе мирового опыта промышленных кластеров, поддержки малого и среднего бизнеса, организации взаимодействия на рынке.

На круглом столе «Энергоменеджмент для предприятий, организаций и территорий: рецепты удачной адаптации» обсуждались вопросы практического применения требований стандарта ISO 50001:2011 - появление и особенности более поздних подстандартов, опыт ЮНИДО, УГМК, органа по сертификации «Русский регистр – Уральское качество», МЭИ, а также зарубежный кейс здания в Мюнхене.

Эксперты круглого стола «Развитие систем теплоснабжения: от надуманных альтернатив к системной целостности» обсудили вопросы теплоснабжения как целостной системы, сложившиеся стереотипы о системах теплоснабжения, предлагаемую новую модель регулирования рынка тепла.

Также в рамках форума состоялась серия технических конференций – «Автоматизация инженерных систем в ЖКХ и промышленности», «Актуальные вопросы приборного учета», технические семинары по системам управления зданием и котельной и промышленной автоматике, а также конференция «Комплекс мер повышения энергоэффективности как средство снижения коммунальных платежей».

По итогам работы Форума сформирована следующая консолидированная позиция сообщества.

Более шести лет новейшей политике энергосбережения и повышения энергоэффективности в России. Не надо забывать и о предыдущих годах, накопленном тогда опыте и реализованных проектах, о специалистах, начинавших еще тогда.

Энергосбережение все больше проявляет себя как бизнес. Сформированы рынки товаров, услуг и решений, появились субъекты как со стороны исполнителей, так и заказчиков, продолжает совершенствоваться нормативная база и накапливается опыт реализации проектов. Оформилось и заявило о себе профессиональное и экспертное сообщество, которому предстоит стать полноправным участником происходящих процессов с вытекающей отсюда ответственностью. Необходимо ставить задачу создания широкой общественной коалиции, осознающей проблемы и перспективы процессов повышения энергоэффективности, в которую должны быть полномасштабно включены и потребители энергетических и коммунальных ресурсов.

С другой стороны, обнаружился ряд «родовых болезней» этого курса. Среди них «энергосбережение ради энергосбережения», когда цель снижения энергоемкости ВВП на 40% транспонирована на регионы и отрасли без разбора; недопонимание природы и специфики проблем энергорасточительности в России, зачастую отсутствие объективных данных о ситуации. Необходим аккуратный сбор и анализ данных, использование методик энергоанализа и балансов, всего арсенала диагностических, аналитических и предплановых средств, включая схемы тепло-, водо-, электроснабжения, базы данных и государственные информационные системы.

Налицо попытки развивать энергосбережение само по себе, в отрыве от задач социально-экономического развития, модернизации энергетической инфраструктуры, промышленного комплекса, развития городов и поселений. Это не только чревато отсутствием достаточной мотивации для всех участников, но и искусственно отделяет повестку отрасли энергоэффективности от общих народнохозяйственных задач.

Требуется переосмысление подхода, иной взгляда на инструменты энергоэффективности. Энергосервис, схемы теплоснабжения, ПКР и программы энергосбережения; ГЧП, обучение, энергоменеджмент – повышение энергоэффективности не может больше рассматриваться в отдельности от промышленной политики, реформы жилищно-коммунального хозяйства, импортозамещения, приоритетов пространственного развития, реформ в электроэнергетике, тарифного регулирования и так далее.

Очевидно, что в одних и тех же нормативных рамках результаты от региона к региону очень различны, почему? От ответа на этот вопрос зависит, какие усилия необходимо предпринимать, и насколько плодотворны они будут.

Необходимо понять, зачем каждому из вовлеченных энергоэффективность? И в каких границах ее готовы повышать – только у потребителя? Отдельно в генерации, отдельно при транспорте? Или по всей цепочке? Что движет бизнесом всех участников этой цепочки, и как найти баланс интересов? Как соотносится энергоэффективность с экономическим и промышленным ростом? Как встроить этот приоритет в цели социально-экономического развития? И в цели каждого конкретного участника рынка?

Меняется и роль государства. Его представители сегодня заявляют о пересмотре подхода: ставка больше не будет делаться на бюджетные вливания, эффект от которых оказался низок. Цель – создать условия для развития энергоэффективного бизнеса через разработку и доработку нормативно-правовой базы, создание общей институциональной среды.

Стало понятно, насколько сильно энергосберегающий эффект и результативность проектов зависит как от заинтересованности первых лиц, принимающих решения, так и от поведения всех вовлеченных. Следовательно, совместной задачей и государственных органов, и профессионального сообщества является показать необходимость, актуальность и потенциал энергосберегающих технологий, а также научить их применению.

Несмотря на то, что первые же усилия после принятия Федерального закона №261-ФЗ были направлены на организацию учета, проблемы с получением тотальных достоверных данных по-прежнему не решены. В первую очередь потому, что работы свелись к установке приборов учета без последующих шагов по снятию их показаний, обработке, хранению и использованию, что требует создания целой системы. Да и сами приборы были установлены и до сих пор устанавливаются часто бессистемно, без достаточных требований к стандартизации к их техническим характеристикам, коммуникационным функциям и параметрам эксплуатации.

В то же время не теряет своей актуальности «запрос на правду» в части потребления коммунальных ресурсов – и для сведения балансов различных уровней, и для организации платежей, и для принятия управленческих решений, в т.ч. тарифных, инвестиционных.

Эта цель раскладывается на ряд задач, в том числе, как обеспечить корректный переход от цифры потребления на приборе учета к цифре, хранящейся в информационной системе. Результатом установки прибора должен быть полный цикл работ и процедур, ведущих к появлению измеренной цифры потребления на соответствующих государственных информационных ресурсах, что уже затем приведет к соответствующим управленческим решениям.

Движение информации – это процесс, на протяжении которого необходимо отработать целый ряд процедур, управлять определенными рисками и в результате обеспечить гарантированно корректную цифру на каждом из этапов цепочки. Что для этого требуется с точки зрения «железа», IT, унификации и сертификации, институциональной организации и так далее – необходимо обсуждать с привлечением профессионалов и участников рынка, лиц, принимающих решения.

Нужна профессионализация рынка учета коммунальных ресурсов, в первую очередь тепловой энергии и воды. Необходимо закрепить в качестве отраслевого стандарта технологию обслуживания приборов учета специализированными метрологическими сервисными центрами.

Необходимо найти субъект, заинтересованный в установке счетчиков и их корректной работе, включая обслуживание, и это не могут быть потребитель или РСО в силу своей заинтересованности в определенных показаниях.

Нужна сквозная информатизация процесса с участием ГИС – обеспечить систему фиксации в облачной базе данных всех событий на протяжении жизненного цикла прибора (принятие в эксплуатацию, плановые и внеочередные поверки, ремонты, актирование показаний, вплоть до утилизации). Пример – разработанная НПО «Карат» модель электронного паспорта прибора, ведущаяся через веб-сервис, продукт может быть адаптирован и масштабирован до общестранового уровня.

Необходимо обеспечить последовательность политики и среды для перехода на оплату за коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета. Ввести обязательство установки приборов в т.ч. у потребителей с объемом менее 0,2 Гкал; ввести единые требования для регионов по оплате не на основе норматива с последующим пересчетом, а в соответствии с показаниями приборов учета; определиться, нужны ли санкции на потребителей за бесприборное потребление (по факту повышающие коэффициенты введены, однако судебная практика обратная).

Ввести требование обязательной диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов, начиная с бюджетных учреждений.

Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти совместно в экспертными организациями и профессиональным сообществом рассмотреть различные варианты создания института операторов приборов учета коммунальных ресурсов, ответственных за обслуживание и правильную эксплуатацию приборного парка, снятие и передачу далее по организованным цепочкам показаний приборов учета.

Повернуть систему «энергетических деклараций» не только на получение статистики уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, но и для решения задач регионального и местного управления.

Обеспечить уполномоченным региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления доступ к данным региональных учреждений модуля "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" ГИС "Энергоэффективность".

Это позволит на уровне регионов проводить анализ и находить потенциал повышения энергоэффективности на объектах.

Оптимизировать список и архитектуру государственных информационных систем в целях унификации принципов построения и требований, отчетных форм; исключения дублирования информации; модульного принципа построения. Выстраивать взаимодействие субъектов в рамках заполнения ГИС на основе учета их интересов, создавать условия для решения проблемных вопросов нижних уровней абонентов. Практиковать принцип публичности в части той информации (в особенности агрегированной), которая это допускает – это приведет к прозрачности отношений в ЖКХ, открытию потенциала энергоэффективности объектов, появлению новых рынков, исполнителей и проектов повышения энергетической эффективности, появлению конкуренции, повышению сознательности собственников квартир в МКД.

В отрасли в последнее время началось движение к повышению управляемости энергопотреблением зданий, в первую очередь жилищного сектора. Профессиональное сообщество совместно с Министерством строительства и ЖКХ наметили последовательность разработки ряда ключевых документов:

Необходимо поддержать это движение, содействовать принятию и реализации этих документов.

Серьезной базовой проблемой повышения энергоэффективности в жилищном секторе являются, при наличии необходимой нормативной базы, сохраняющиеся противоречия в ней. Законодательство об энергосбережении в жилищном секторе в ряде случаев не коррелирует с жилищным и иным применяемым законодательством, и попросту не выполняется. В частности:

Статья 11, ч.6 Федерального закона №261-ФЗ: «Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Статья 20 ЖК РФ (возлагает на государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль функции предупреждения, выявления и пресечения нарушений, установленных в соответствии с требованиями жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), в особенности при вводе в эксплуатацию зданий после капитального ремонта.

Необходимо в законодательстве о капитальном ремонте, в т.ч. региональном, избегать отдельного упоминания мероприятий, которые должны производиться в комплексе (утепление ограждающих конструкций и сопутствующая установка узлов регулирования теплопотребления и др.).

Внести в ст.4 «Участники жилищных отношений» ЖК РФ п.15 «Снижение платежной нагрузки на население за коммунальные ресурсы за счет повышения энергоэффективности в жилом фонде в т.ч. через капитальные ремонты МКД и энергосервисные контракты».

Рассмотреть целесообразность разработки отдельной новой статьи в ЖК РФ «Права и обязанности участников жилищных отношений в повышении энергоэффективности МКД».

Необходим единый методологический подход к комплексной оценке экономической эффективности применения энергосберегающих мероприятий и технологий, рассматривающий эффекты на протяжении жизненного цикла здания (не менее 30 лет) и последствия реализации мероприятий в комплексе «здание + городская система энергоснабжения».

Необходим обязательный инструментальный контроль за достигнутыми показателями энергоэффективности как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте зданий.

При выборочном капитальном ремонте многоквартирного дома необходимо предусматривать обязательное соответствие только требованиям по отдельным видам нагрузок, в исключительных случаях – по отдельным элементам дома и его системам.

Для каждого мероприятия энергоэффективной модернизации зданий необходимо рассматривать:

Осуществление энергосберегающих мероприятий на изношенных внутридомовых инженерных сетях не имеет практического и экономического смысла. В то же время совмещение капитального ремонта ограждающих конструкций и внутридомовых инженерных сетей в несколько раз повышает эффективность энергосберегающих мероприятий, и данные виды работ могут и должны выполняться одновременно.

Поддержать разработанный отраслевым профессиональным сообществом (НП «Российское теплоснабжение») проект «Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года».

Для исключения противоречащих друг другу требований четко разделить вопросы, регулируемые жилищным и отраслевым законодательством, особенно по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома.

Взаимная увязка нормативных актов, разрабатываемых по смежному законодательству, исключение возможностей для разночтений, снижение частоты внесения изменений позволят существенно уменьшить количество разногласий между различными органами власти, субъектами рынка и потребителями.

Основными задачами, решаемыми в отрасли, должны стать минимизация рисков появления новых ошибок регулирования, выдавливающих бизнес в зоны большей предсказуемости, и обеспечение появления эффективных планов развития, определяющих методы достижения заявленной цели, создание условий и стимулов для участников рынка теплоснабжения к их реализации с использованием, в том числе, внутренних резервов.

Как инструмент государственного и муниципального регулирования в сфере теплоснабжения, схемы теплоснабжения должны соответствовать общей цели этого регулирования – обеспечивать качественное, надежное теплоснабжение наиболее экономичным образом. Так как качество и надежность можно обеспечить во множестве вариантов, то именно соблюдение условия экономичности создает конкуренцию проектов развития и определяет возможность оценки качества схемы теплоснабжения.

Основная сложность для уполномоченных на утверждение схем органов власти – обеспечить не только контроль сроков разработки схем, но и их высокое качество, соответствующее цели. Имеется в виду не просто формальное наличие документа и соответствие государственным требованиям всех разделов схем, а и творческая работа по нахождению лучших вариантов.

Задача схем теплоснабжения – заменить конкуренцию строящихся мощностей на конкуренцию проектов.

Необходимо обеспечить преемственность схем, введя обязательность (на основе достоверного приборного учета) анализа причин недостижения запланированных в предыдущей схеме ключевых показателей и общей эффективности функционирования теплоснабжения в динамике от базового года, принятого при первичной разработке.

Приборы учета должны быть установлены во всех жилых домах, где есть техническая возможность, кроме ветхих и аварийных объектов. Необходимо постепенно снижать величину нагрузки зданий, которым разрешено не иметь приборного учета, распространяя на них повышающие коэффициенты к стоимости не учитываемого тепла.

Целью организации учета тепловой энергии является предоставление участникам рынка (производитель, потребитель, регулятор рынка, потенциальный инвестор) объективной картины, сколько израсходовано топлива на входе в систему теплоснабжения, и как затем распределилась полученная энергия (топливно-энергетический баланс).

Достижение поставленной цели обеспечит:

Многолетний опыт участия в различных проектах по строительству систем учета показал, что отвечающая вышеперечисленным требованиям система должна состоять из двух уровней – верхнего и нижнего.

Верхний уровень системы должен располагаться на площадке регулятора (быть однозначно государственным) и решать задачи по формированию и публикации баланса в интересах участников рынка. Никто кроме регулятора не сможет, во-первых, обязать всех участников рынка обеспечить доступ к результатам измерений их приборов учета, во-вторых, надлежащим образом сформировать и утвердить баланс как документ, принимаемый всеми участниками рынка к учету и оплате.

Прием данных о производстве и потреблении в систему верхнего уровня должен быть технически обеспечен набором открытых промышленных стандартов средств автоматизации и диспетчеризации (ни в коем случае не частных стандартов каких-либо производителей). Таким образом, принципиально важным является передача функции начислений объемов отпуска тепла от Производителя (объективно заинтересованного в увеличении выручки за счет применения нормативных механизмов и оплате своих потерь за счет Потребителя) к Регулятору. Для построения баланса Регулятор должен будет опубликовать правила его построения с учетом минимизации точек измерений и формулы построения баланса (документ "Учетная политика»), что наведет порядок при выдаче технических условий на установку новых и поддержку в работоспособном состоянии имеющихся приборов учета. Данные баланса являются основанием для подготовки документов о начислении платежей жителям и другим Потребителям.

Нижний уровень – приборы учета, системы сбора и передачи данных – передается Инвесторам, частным компаниям и т.д. На верхнем уровне определены принципиальные моменты – набор точек измерений, формулы для вычисления тепловой энергии, технический стандарт и точка передачи данных в систему верхнего уровня. При этом совершенно не принципиальна принадлежность собственника средства измерения. Принципиальным является качество, надежность и соответствие получаемых результатов измерений требованиям построения баланса.

Рекомендовать предприятиям применять принципы международного стандарта по энергетическому менеджменту ISO 50001:2011, в первую очередь крупным потребителям энергии.

Уполномоченным органам исполнительной власти при рассмотрении возможности и условий долгосрочных соглашений о повышении энергоэффективности с крупными предприятиями предусматривать внедрение системы энергоменеджмента.

Просить организации, профессионально занимающиеся внедрением и адаптацией энергетического менеджмента в российской промышленности (в т.ч. UNIDO и Российское энергетическое агентство), разрабатывать и публиковать в открытом доступе методические материалы и выводы на основе практического опыта.

Просить предприятия и холдинговые структуры, реализующие программы внедрения энергетического менеджмента (в т.ч. УГМК-Холдинг), делиться бизнес-кейсами и опытом внедрения, полезным для других предприятий и отраслей.

На федеральном уровне скоординировать работу по выполнению Россией международных климатических обязательств и политикой повышения энергетической эффективности. Разработать методические материалы для предприятий по практической интеграции экологической политики и деятельности в сфере повышения энергетической эффективности в свете положений обновленного федерального закона «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон №219-ФЗ).

Экспертному сообществу и профессиональным исполнителям разрабатывать рыночную нишу на стыке экологического законодательства и законодательства об энергоэффективности.

В последние годы постоянно идет дискуссия о необходимости развития энергосервисных механизмов для массовой реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном секторе, коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере. И сейчас, наконец, появился целый ряд нормативных, а также рекомендательных документов, серьезно меняющих условия реализации таких проектов и облегчающих взаимодействие их заказчиков и исполнителей. Принятие данных документов стало результатом реализации так называемого «Плана Дворковича» (в официальной трактовке – Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг).

К подготовленным документам относятся, прежде всего, регулирующие акты, подготовленные для государственных и муниципальных заказчиков, а также разъясняющие и рекомендательные указания для бюджетных учреждений по вопросам передачи оборудования, установленного в рамках выполнения энергосервисного контракта, в публичную собственность; рекомендации по вопросу планирования бюджетных ассигнований и определения нормативных затрат на оплату энергосервисных договоров; изменения в Постановление Правительства Российской Федерации №636 (к ним относятся: возможность переуступки прав требования, порядок реализации энергосервисных контрактов, в случае если достигнута только частичная экономия, а также способы оплаты энергосервисных контрактов); это расчетная методика определения размера экономии энергетических ресурсов, применяемая при отсутствии приборов учета, рекомендации по использованию определенных типов договоров.

В финальной стадии находится разработка примерной формы энергосервисного контракта и формы конкурсной документации, необходимой для проведения конкурсов на право их заключения. Отработаны изменения в Жилищный кодекс и соответствующие ведомственные акты, которые позволят серьезно активизировать энергосервис в жилищном секторе.

В целом произошедшие и планируемые изменения должны серьезно облегчить процедуры заключения и применения энергосервисных договоров и контрактов.

В то же время, барьеры нужно преодолевать не только в законодательном, но и в практическом плане. В одинаковых нормативных условиях результаты по количеству и качеству энергосервисных контрактов по регионам очень различны, то есть важное значение имеют и другие факторы.

Поддержать деятельность организаций, консолидирующих профессиональное сообщество и представляющих его интересы в органах власти, принимающих отраслевые решения (в т.ч. РАЭСКО). Предложить профессиональным участникам рынка – энергосервисным компаниям – активнее участвовать в формировании предложений и рекомендаций, методических материалов и кейсов для распространения, в анализе и обсуждении проектов нормативных и законодательных актов (в частности, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/, на сайте Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).

Считать нецелесообразным отказ от выделения в ЕПД (едином платежном документе) расчетных данных по реализации энергоэффективных проектов. Это снижает ответственность энергосервисных компаний за реальные объемы сокращения потребляемых ресурсов в результате реализации энергосберегающих мероприятий, ведет к выполнению работ с худшим качеством и с меньшим эффектом для жителей, к злоупотреблению УК (управляющими компаниями) своим положением в цепочке платежей, существенно увеличит непрозрачность и так небезупречных расчетов в жилищной сфере.

Разработка рекомендаций по вопросу планирования бюджетных ассигнований и определения нормативных затрат на оплату энергосервисных договоров казенными, бюджетными и автономными учреждениями будет начата после появления методики ранжирования энергосервисных мероприятий по типам (разрабатывается Минэнерго России).

Появились Рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений по вопросу передачи оборудования, установленного в рамках энергосервисного контракта, в т.ч. в рамках федеральной контрактной системы (доступны на сайтах Минфина России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации)

Пункт «Плана Дворковича» изменить требования ЦБ к банкам по резервированию к кредитам, выдаваемым энергосервисным проектам в бюджетной сфере, выполнен не будет, поскольку Центральный банк Российской Федерации не поддерживает эту позицию.

Необходимо решать проблему отсутствия информации у региональных органов исполнительной власти о реализуемых в регионе энергосервисных контрактах.

Рекомендовать регионам переходить к регулированию платежей за коммунальные услуги в логике постановления 354, а не 307 (уходить от практики начисления жителям платы по среднегодовым значениям потребления за прошлый год с последующим пересчетом при наличии установленных приборов учета).

По расчетам ряда компаний, в предельную стоимость капитального ремонта часто укладывается установка приборов учета и автоматического узла управления, а также балансировочных клапанов.

Разделить и закрепить нормативно два подхода к капитальному ремонту многоквартирных домов:

Для этого рассмотреть возможность сделать Регионального оператора заказчиком энергосервисных договоров (практика администрирования платежей, возможность обеспечить комплементарность мероприятий, квалификация Заказчика).

Предложить уполномоченным региональным органам исполнительной власти включать в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации следующие сведения: